Чтение

Чтение

понедельник, 27 февраля 2017 г.

Правда и кривда в статьях "Поединок контрразведки и подполья Свидетелей Иеговы" (в СССР).

 
Прочитал две статьи, размещенные на православном сайте о том, как КГБ боролся с подпольем СИ в СССР. Вот Часть 1 и Часть 2. Советую для ознакомления прочесть потом их полностью).

  Хочу немного прокомментировать статьи, в качестве бывшего члена организации, а также давнего исследователя её литературы-документов-истории, и просто как блоггер.

  Статьи довольно интересные, содержат какие-то данные из советских архивов (например, цифры из отчетов КГБ) и прочие описания. При чтении статей остается впечатление, что читаешь пропагандистский отчет или сводку по отчетам советских времен от силовых ведомств.

   Понятно, что в СССР практически любое инакомыслие рассматривалось как "идеологический враг". И со многими группами и отдельными людьми работал Комитет Государственной Безопасности (КГБ). Контроль тогда был очень жесткий, крайне много было вербовки, очень жестко наказывали за любое подозрение в "антикоммунистической" деятельности, пресекали и контролировали зарубежные источники информации, строили Берлинскую стену и многое другое.

   Поэтому борьба с СИ у КГБ была очень жесткой. КГБ пыталось контролировать СИ, как и другие группы, а СИ, находясь на нелегальном положении, да еще под угрозами арестов-обысков, высылок, лагерей и длительных сроков осуждения - защищались как могли, но при этом продолжали свою пропаганду.

  Таковы были реалии того времени, когда любое инакомыслие, да и само религиозное мировоззрение не укладывалось в идеологию советского строя.

   КГБ видело в организации СИ хорошо централизованную и законспирированную структуру, жестко управляемую из страны идеологического "врага" США и Западных стран. Причем, очень фанатичную и крайне плохо поддающуюся вербовке в КГБ (в отличие от ряда других групп и отдельных людей).

  СИ же видели в КГБ карающий орган советской власти, которая вообще отвергает бога и запрещает даже библии, и наказывает, якобы, просто за веру.

  Это общий фон - такой фон можно увидеть и из этих статей, и из источников СИ, хотя с каждой стороны есть манипуляции и идеологические перекосы.

   Чтобы пресекать вступление в секту - советские источники не всегда описывали информацию о СИ объективно, часто употребляли пропагандистские штампы, пугали тем, что СИ все "шпионы", бывшие каратели и прочие "едящие младенцев". Хотя, были в СССР и книги вполне неплохо и близко к объективности описывающие идеологию СИ и ряд фактов их деятельности.

  Я думаю, что в среде СИ могли быть и некоторые отдельные шпионы, могли быть и бывшие преступники, но среди СИ были и завербованные КГБ СИ-осведомители и внедренные агенты также. Со своей стороны иногда СИ хвастались, что даже могли перевербовывать в свою религию "раскаявшихся" агентов КГБ, которые в процессе общения с СИ проникались их честностью и искренностью веры.

Так на что же в статьях стоит обратить внимание? Что там похоже на правду, а что - не похоже?

Начинаем читать статью:

   "Помимо традиционной функции обеспечения (агентурно-оперативными и репрессивными методами) политики официального атеизма правящей Коммунистической партии, внимание спецслужб по отношению к иеговистам объяснялось их радикально-враждебным отношением к существующей власти, наличием разветвленного подполья и конспиративной деятельности. Одновременно происходила эскалация «холодной войны» и глобального межблокового противостояния (в котором ведущую роль играло именно информационно-психологическое противоборство с установками зарубежных спецслужб на вовлечение в него религиозной оппозиции в СССР)".


   "Про радикально-враждебное отношение к существующей власти" - можно сказать и так, это - правда, но почему? Мои исследования показывают, что США и определенные круги вообще ВСЕГДА боролись с страшным для капиталистических идеологий врагом - "коммунизмом-социализмом". С самого начала идеология ОСБ была антикоммунистической в какой-то степени, она отражала дух США и мотивировалось это "борьбой за права и свободы", главным образом ради свободных действий самой секты. Изначально в ней не было жесткой централизации и управления, которое стало появляться в 1920-х - 1940-х при Рутерфорде. Но потом такое управление с централизацией и подчинением появилось, документация и внутренняя информация все более засекречивалась, организация уже понимала ущерб от утечек информации и пыталась жестко контролировать информацию выходящую изнутри организации, особенно негативную (позитивную они сами формировали и рекламировали).

   Но, говоря о спецслужбах и отношению к свержению существующего государственного строя (и заменой на "теократическое государство") надо сказать: безусловно, спецслужбы и политические структуры всегда используют религии в собственных целях, часто вслепую. Безусловно, США хотело развалить СССР также, как они сейчас хотят ослабления или даже распада России. Сильный СССР, да еще лидер и финансист "социалистического лагеря" в Европе и в других странах - был не нужен США и капстранам.

  Могли ли спецслужбы из-за рубежа внедрять в структуру ОСБ своих агентов или вербовать их? В принципе, конечно, могли. Не факт, что их было много, но могли. Но и КГБ внедряло и имело там много своих агентов и часть перевербовало из самих СИ. Так что интерес у спецслужб как у разведки и контрразведки был обоюдный. Но основная масса СИ - никогда не была шпионами и вовсе не собирала никакие шпионские сведения. Они, скорее, были фанатиками, просто поддавшимися на хитрую манипулятивно-религиозную идеологию. С другой стороны, я думаю, нет вообще никаких групп, где бы вся группа и все отдельные члены групп были бы все шпионами. Есть группы, которые действуют с какой-то явной или неявной до поры целью или целями, но шпионов в группе может быть меньшинство, единицы, а то и вообще не быть.

  Вот эта фраза из Части 1 выглядит крайне неправдоподобной о СИ: "Особо подчеркивалось, что иеговисты прямо декларируют необходимость свержения существующей власти и выдвигают лозунг создания теократического государства, ведут широкую «антисоветскую агитацию» и прозелитскую работу".

  СИ сами, по учению, не должны "свергать власть" или подстрекать к этому. Но они считают, что это может делать Бог в будущем сам, с помощью небесных сил. Про "антисоветскую агитацию" - я писал выше, да, антикоммунистическая риторика всегда была в идеологии ОСБ, начиная с Рассела.

   Что касается помощи из-за рубежа и развития "подполья" и "вражеской пропаганды". Противостояние идеологий СССР и США (и других капстран) было обоюдным. В США например, американские спецслужбы дискредитировали такими же методами как КГБ развитие спонсируемой и шпионящей Коммунистической партии у себя в стране. И делали это тайно, с нарушением разных "прав", перевербовывая и уничтожая работников спецслужб и их информаторов. Так что и СССР также имел свои интересы в разведке. Какую роль там играли религии? Думаю, не последнюю.

Вторая статья начинается так (см.Часть 2):

   "Отличительной особенностью «свидетелей», во многом обусловившей целиком обоснованный оперативный интерес к ним в условиях «холодной войны» (напомним, что стратегический паритет с США СССР достиг только к началу-середине 1970-х гг.), являлось прямое вовлечение адептов секты в сбор разведывательной информации в интересах зарубежных спецслужб."

   Ну про "сбор разведывательной информации в интересах зарубежных спецслужб" - это как-то огульно обвинять СИ. Как я писал, отдельные люди могли заниматься таким сбором и передачей какой-то информации, также и агенты КГБ это делали, но большинство СИ было озабочено распространением религиозной пропаганды, а вовсе не разведкой и сбором стратегически важных данных.

   Далее идет цитата: "Собранные «братьями и сестрами» сведения о советских воинских частях, вооружениях, военных аэродромах и другую развединформацию передавали через конспиративные каналы в Польшу и далее в Америку (сведения зашифровывались при помощи спецблокнотов). КГБ УССР оперативным путем доказал связь американской разведки с Бруклинским иеговистским центром, его разведывательную деятельность через подполье иеговистов в западных областях Украины(1)."

   Для примера: две наиболее "шпионские" профессии - это журналисты и дипломаты. И все это знают. Но глупо было бы утверждать, что ВСЕ журналисты и ВСЕ дипломаты - шпионы. Если в структуре ОСБ были отдельные агенты, то это не означает, что все СИ - шпионы. Если шпионом оказался инженер, то глупо обвинять ВСЕХ существующих инженеров (или хотя бы закончивших один факультет в институте), что они все - шпионы. Тут я вижу определенное передергивание и преувеличение.

Далее - интересный абзац в Части 2:

   "По данным контрразведчиков, в 1960 г. подполье СИ в республике состояло из 10 стреф, 66 групп, 402 килок, свыше 6000 участников. При этом в нем действовало 145 агентов госбезопасности, включая двух членов Краевого комитета, 29 руководителей территориальных звеньев. За 1959–1961 гг. органам КГБ удалось «оторвать» от секты до 1,5 тыс. участников(5). Однако при этом «фанатизм» участников секты не позволял контрразведке создать достаточную прослойку результативной и надежной агентуры. Из свыше 400 оперативных источников, «освещавших» секту в 1957–1959 гг., сами сотрудники антирелигиозного отдела считали «работоспособными» лишь восемь(6)."

   Как видим, что из 400 оперативных источников, откуда поступала какая-то информация "освещавшая секту в 1957-1959 годах" "работособными" были признаны считанные единицы. Остальные гнали или "дезу", или ничего не могли сказать важного. Потому КГБ внедряло своих сотрудников пачками.

Далее читаем:

   "Квалифицированные агенты-иеговисты сумели перехватить ряд важных документов Бернского и Бруклинского центров «Свидетелей». Путем оперативных комбинаций и усилиями агентуры влияния удалось убедить руководителя КРБ Зятека дать в декабре 1957 г. установку о допустимости иеговистам принимать участие в общественной жизни. Затем последовали указания об отстранении всех женщин от руководящей работы, запрет на издание литературы в нелегальных типографиях (только размножением на пишущих машинках), были сокращены территориальные звенья – 63 «слуги» отстранены от постов, из секты вышло свыше 300 рядовых участников. Тогда же удалось задержать 8 курьеров из-за рубежа, агентура в целом была осведомлена о деятельности каналов связи украинских иеговистов с центрами в Польше, Швейцарии и США(7)."

   Обратите внимание на "квалифицированных агентов-иеговистов" и разные "оперативные комбинации" и "усилия агентуры влияния" внутри организации. Со стороны воспоминаний действующих и бывших СИ тех времен подтверждается также, что "предавали свои" прежде всего. В том числе и ряд из руководителей. Свое благополучие и благополучие своих семей в тех жестких реалиях оказывались дороже.

   Кто-то из СИ отрицает, что в Германии во времена Гитлера ряд руководителей местных структур СИ были осведомителями гестапо. А чем они сильно отличаются от тех, кто жил в СССР? Люди есть люди, да, и у гестапо в среде СИ были осведомители и предатели. У гестапо даже евреи среди евреев были осведомителями. Просто нужно изучать историю лучше.

Или вот эта фраза:

  "Совместно с аппаратом советника КГБ СССР в Румынии провели мероприятия по разработке руководящего состава иеговистов в этой стране. Привлеченный к негласному сотрудничеству в 1955 г. «слуга стрефы» «Любимов» (псевдоним изменен. – Прим. авт.) был «продвинут» в Польшу, затем в Бруклинский центр, а со временем занял солидное положение в руководстве движения иеговистов СССР(8)."

  "По мнению чекистов, оперативная работа по иеговистам считалась едва ли не самой сложной на «религиозном фронте». Сказывались фанатизм адептов секты, авторитарная психология лидеров, специальная конспиративная подготовка, закрытые линии связи, эшелонированная охрана собраний, своеобразная внутренняя служба безопасности, слежка за неофитами. В секте воцарились строгая иерархия, субординация, мелочное планирование, шаблонность действия и сухость мышления.

   Как считают специалисты-психологи, на примере адептов этой секты особенно хорошо заметна индоктринация фобий (страхов): боязнь самостоятельно критически мыслить; опасения перед внешним миром («внегрупповым социумом»); страх выйти из секты (стать «отступниками», как у иеговистов) и перед «врагами»; боязнь стать «исключенными из собрания» и «потерять спасение»; боязнь катастроф и природных напастей и т. д."

Ну про проблемы, с которыми столкнулись КГБисты вы сами читаете.

   "В 1962 г. при «содействии» КГБ произошел серьезный раскол иеговистов в СССР. Помимо двух «естественно» возникших враждующих направлений, квалифицированная агентура КГБ среди иеговистов Украины (при поддержке польских «старших братьев» – иеговистов-агентов госбезопасности ПНР) создала третье оппозиционное направление. Агентура из числа активистов секты подготовила спецвыпуск «Сторожевой башни», в котором продвигалась «новая установка» – «свидетелям» не возбраняется участие в общественной жизни страны по их собственному усмотрению. Новацию поддержал даже Бруклинский центр! Сам Н. Кнорр включился в борьбу с «оппозицией Поташева» на стороне «канонического» Краевого комитета."

   "В свою очередь, после масштабных операций органов МГБ УССР 1947 и 1952 гг. и массовых арестов, иеговисты приняли ответные меры, «стали главное внимание уделять конспирации, применяли новые формы маскировки, установили оперативную слежку участников подполья друг за другом, за нашими оперативными работниками, стали тщательно анализировать причины провалов и арестов, повели усиленный розыск нашей агентуры». Отмечалось, что при проведении комбинации чекистами по созданию «легендированного краевого бюро» иеговистов Украины последние «раскусили» действия контрразведчиков(14)."

   "По мнению опытных «религиоведов» 4-го Управления КГБ при СМ УССР, создание позиций спецслужбы в этих формированиях существенно осложнялись такими факторами:

– наличием «особого по своей идеологии контингента людей, воспитанных в духе религиозного фанатизма, способных на почве фанатизма совершать любые преступления против советского государства, лишь бы они оправдывались религиозными догматами»;

– присутствием солидного опыта нелегальной работы, конспирации (от царских времен), знания методов агентурной работы спецслужб (включая применение перлюстрации корреспонденции, оперативно-технические методы). В учебной разработке КГБ УССР (середина 1950-х гг.) приводился пример иеговистки «Маринки», ведшей специальный дневник, где фиксировались сведения об оперработниках, приемы работы и личности сотрудников визуального наблюдения («наружки»), анализировались методы слежки, разрабатывались задания членам секты по «подставе» их в агентурную сеть контрразведки для дезинформирования и т. д.(15);

– строгими правилами приема в секту, жестким внутренним контролем (слежкой друг за другом, доносительством) и субординацией в их рядах;

– построением законспирированной организационной сети с многочисленными конспиративными квартирами, убежищами, подпольными типографиями, курьерскими линиями (связниками), значительными финансовыми ресурсами, организационно-консультативной поддержкой со стороны зарубежных центров (включая методику подпольно-конспиративной работы);

– недостатками в работе оперативного состава, дефицитом «творческих усилий» и психологическим барьером перед вербовочной работой среди убежденных (экзальтированных) адептов СИ и других течений (при контактах с ними, отмечали документы, оперативники «боятся этой работы, бегут от нее», «боятся оперативного риска» и халатно относятся к зашифровке агентуры перед другими участниками секты)(16).

Упомянутые факторы в конечном счете и позволили уцелеть организованному подполью иеговистов вплоть до «перестройки» в СССР."
__________________________

ИТОГОВЫЙ КОММЕНТАРИЙ:

   Нет особых сомнений, что разные религии, организации, отдельных людей в них - используют зарубежные спецслужбы и политики в своих целях. Но не стоит считать, что СИ - занимаются шпионажем массово. Если кто-то и занимается подобным, он никому из других СИ не скажет. Он будет это делать, скрывая свое занятие. В данных же статьях СИ представляются чуть не поголовно шпионами, собирающие ценные сведения тайком и потом их отправляя руководству.

   Но СИ можно рассматривать как довольно фанатичных людей, саму организацию как деструктивную в значительной степени, а также очень упорно обороняющуюся даже на нелегальном положении. То, что для ОСБ власти бывают "хорошими" только тогда, когда дают СИ свободно существовать, строить, "заниматься бизнесом" свободно - я уже писал. Любая власть, которая мешает Обществу Сторожевой Башни это делать - будет критиковаться, иногда не напрямую, косвенно, уровнями ниже, будут обвиняться идеологические противники и их лобби (а такое тоже часто есть в борьбе с СИ) и часто СИ пытаются обойти запреты власти разными способами. Часть запретов они могут принять, но прекращать пропаганду (а иногда и строительство, где это возможно) они не будут. Такова консервативная идеология руководителей культа. Поэтому стоит учитывать ошибки в СССР и не пытаться бороться только силовыми методами с фанатизмом, лишь усиливая его. К тому же, сейчас, из-за значительной информатизации (благодаря интернету) и наличию критики ОСБ от бывших СИ - организация явно уже не растет, а в большинстве развитых стран (и Россия занимает уже 1 место по убыли) - сдувается без жестокого прессинга. Сдувается ОСБ и в других русскоговорящих странах. И в очень многих зарубежных. Благодаря сильной инфомационной критике и поддержке СМИ в освещении некоторых негативных сторон. Так что нет никакого смысла проводить жесткий прессинг рядовых СИ, если кто-то считает, что таким прессингом можно добиться полного уничтожения идеологии СИ и сторонников её. Этого не произойдет полностью. Но легальное положение культа всегда дает ему намного бОльшие возможности для поддержания деятельности и даже развития. Такие культы часто сильно приспосабливаются к разным неблагоприятным обстоятельствам.
 
 
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий